Дмитрий Шушуев (albinos76) wrote,
Дмитрий Шушуев
albinos76

Categories:

Табунский район

Добавочная информация по району и тем селам которые я уже объехал.
Сильно этому ресурсу я бы доверять не стал,но кое что интересное откопал в его архивах.
Из истории немецких сел на Алтае,статья 2007 года.

Табунский район расположен на западе Алтайского края в Кулундинской степи. Район граничит с Кулундинским, Благовещенским, Славгородским районами Алтайского края и Павлодарской областью Казахстана. Районный центр село Табуны находится в 25 км от города Славгорода. Первые поселения на территории Табунского района появились в 1906-1916 гг. Немецкие переселенцы были выходцами из Самарской и Таврической губерний. До 1917 г. населенные пункты Табунского района входили в состав Ключевской волости Барнаульского уезда Томской губернии. В 1917 г., когда г. Славгород стал административным центром, они вошли в состав Славгородского уезда. В 1944 г. Табуны стали районным центром. Сейчас в районе 29 населенных пунктов, 5 сельских администраций. В районе проживает более 13 тысяч человек. Значительную часть из них составляет немецкое население.

Село Алтайское было основано в 1954 г., когда в Табунский район были направлены бригады строителей, трактористов и механизаторов для освоения целины. Среди первых прибывших сюда целинников были русские, украинцы и много немцев, например, Петр Яковлевич Герман, Роберт Давыдович Фауст, Леонид Яковлевич и Яков Яковлевич Берн, Александр Федорович Классен и другие. Раньше совхоз "Алтай" состоял из 12 отделений, таких, как Граничный, Каутовка, Цветочное, Екатериновка, и других. Сейчас в состав акционерного общество "Алтай" входит 5 отделений: Центральное, Алтайское, Алексанровское, Камышенское, Граничное. Земля здесь была не очень плодородная, но первые годы урожаи были очень хорошие. В совхозе было много новейшей техники. В связи с тем, что этнический состав населения был сложным, в селе быстрыми темпами проходили процессы межэтнической интеграции и исчезновения этнической специфики немецкой традиционной культуры.

Село Елизоветград было основано в 1907г. немцами, католиками и лютеранами, выходцами с Украины. Так, родители Кельбаха И.И. приехали из колонии Годельберг Мелитопольского уезда Таврической губернии. Пусь Л.В. считает, что основная часть переселенцев происходила с Украины, из Полтавской губернии. Первые немецкие переселенцы - семьи Кельбах, Пфунт и Клюмп- приехали осенью 1907 г., выкопали землянки на берегу Лебединского озера, и здесь перезимовали. Весной ушли на территорию современной деревни Елизоветград, здесь был вырыт колодец с хорошей водой. Также здесь были хорошие сенокосные угодья. Долгое время деревня называлась "Пресноводной", так как находится на берегу озера. Сначала жители села строили пластяные - "луговые" дома ("визхаус"). В 1930-х гг. начали строить саманные дома. Также строили деревянные дома, за деревом ездили в Бор за 150 километров.

До революции здесь была своя национальная школа. В деревню приезжал пастор из Славгорода, литовец по национальности, он вел службу на литературном немецком языке. В 1929 г. многие жители деревни уехали в Америку.

В 1937 г. многие жители деревни были репрессированы. В 1942 г. забирали в трудармию, под Ульяновск, на шахты в Подмосковье. В 1945 г. в село были привезены репатрианты, которые одними из первых уехали в Германию, еще в 1970-х гг.

Деревня Камышенка основана в 1913 г. Каждая семья получала надел земли под пашню, огороды и сенокос. Поволжскими немцами было образовано еще несколько деревень недалеко от Камышенки - Звонарев Кут (которого сейчас уже нет) и Граничное.

Представителей других национальностей долгое время в деревне не было, только учителя были русские. Школа до войны была только начальная, в больницу ездили в Табуны. В деревне никогда не было специального здания для церкви, верующие собирались по домам. В настоящее время в деревне живут в основном лютеране и баптисты.

Село Канны первоначальное называлось Самара. До коллективизации немцы селились хуторами, каждая семья имела 30-40 га земли. Многие жили очень хорошо: в хозяйстве имели более пяти коров, разводили лошадей, держали много овец, для ведения и управления своего хозяйства нанимали работников. Одной из таких семей была семья кулака Шлевенга, у которого в 1933 г. все имущество отобрали и отправили на север. Когда родителей Шнайдера А.А. депортировали сюда из Поволжья, здесь проживало около 60 немецких семей. В 1946 г. сюда переселяют немцев с Украины, живших на оккупированной территории.В последнее время на место уехавших в Германию немцев стали переселятся немцы из Казахстана и Киргизии.

Село Самбор было образовано в 1910 г. украинцами, выходцами из с. Великосамборское Черниговской губернии. Немцы появились здесь в годы войны и после нее. Это были депортированные немцы из Поволжья, Украины и Германии. Депортированных привозили в Табуны, а оттуда развозили по деревням, в том числе и в Самбор. Переселенцев расселяли по домам местных жителей, в течение нескольких лет они строили свои дома. Земли давали очень мало, в основном под посадку картофеля. В селе было много национально-смешанных браков, немцы проживали дисперсно, поэтому традиционная немецкая культура имеет плохую сохранность.

Село Сереброполье по сведениям информаторов (немецкое название "Silberfeld") было образовано меннонитами с Украины в 1911 г. Название его, как считают жители села, связано с тем, что раньше на этом месте рос только ковыль, имевший серебряный отлив и казалось, что поле вокруг серебряное.

Недалеко от Сереброполья, примерно в тоже время, поволжскими немцами-лютеранами были образованы села Ольгино и Бославино. По словам информаторов, бославинские и ольгинские немцы отличались от них и по языку и по культуре. В 1941 г. в эти деревни было поселено несколько семей немцев-католиков из Поволжья. После войны также было поселено в Сереброполье несколько семей репатриантов с Волыни.

До войны в селе активно действовала меннонитская община. Как указывают информаторы, общинники жили дружно, праздники справляли вместе. Дети ходили в воскресную школу, в которой преподавал пастор Петр Янцен.

Информаторы рассказывают, что раньше браки между меннонитами и лютеранами были возможны и назывались "божьими свадьбами". Дети от таких браков после совершеннолетия сами выбирали себе веру. В процессе укрупнения колхозов Ольгино было расформировано, а его жители поселены как в русское село Лебедино, так и в Сереброполье.

Село Удальное было образовано в 1908 г. Здесь поселились немцы из Украины и Поволжья. В 1909 г. в селе проживало примерно 300 человек, из них русских было всего 2 или 3 человека. Среди немцев раньше были и меннониты, и баптисты, и лютеране, и католики. В настоящее время существуют только лютеранская и баптистская общины. Старожилов в селе в настоящее время практически не осталось.

Село Хорошее. Немцы приехали на место нынешнего села примерно в 1909 г. По словам старожилов, до немцев здесь жили русские, а когда приехали немцы русских переселили в другое место. Место было красивое, и немцы назвали село "Хорошее" или "Хорошенькое". Немецкие переселенцы были родом с Украины, из Екатеринославской губернии, по вере они были меннонитами. В округе ими было основано еще 15 поселков, из которых теперь осталось только четыре: Саратовка, Николайполь, Сереброполь и Хорошее.

В конце 1930-х гг., как рассказала Шартнер М.Я., практически всех мужчин деревни арестовали. Каждый месяц из района приезжали военные и забирали по три-четыре человека, а иногда и сразу десяток. Из 72 арестованных вернулось только 12 человек. В годы войны в село поселили поволжских немцев, лютеран по вероисповеданию. В 1964 г. в Хорошее переселили немцев из соседней деревни Подснежино. Это также были украинские немцы, но не меннониты, а католики.

Таким образом, немецкое население Алтайского края сформировалось в результате нескольких миграционных потоков в конце XIX- начале ХХ вв. Переселению способствовала столыпинская земельная реформа. Большинство немецких поселков на Алтае было основано в 1907-1909 гг. Для первых немецких поселений была характерна конфессиональная замкнутость. Так, в Ольгино, Отрадном, Барском проживали католики, в Новеньком, Кругленьком, Подсосново и Пришибе - лютеране. Преобладали среди переселенцев на Алтай меннониты. Анализу брачной структуры меннонитских сел Алтайского края посвящена монография С.В. Соколовского "Меннониты Алтая", вышедшая в Москве в 1996 г. Алтайские меннониты были в основном выходцами из ранее основанных дочерних колоний - Орлово-Заградовской, Уфимской, Самарской, Оренбургской, Крыма. В 1910 г. немецкие села были объединены в Орловскую волость, в 1916 г. была образована еще одна волость с центром в Хортице. К этому времени было завершено формирование немецких поселений на Алтае. Прибывшие позже переселенцы размещались в уже существующих населенных пунктах.



Почему я к этому отношусь скептически,просто никаких источников,кроме всезнающего "информатора".
Первоисточник тоже найти не удалось,сайт не существует
Tags: Алтайский край, Табунский район, история, краеведение
Subscribe

  • Барнаул, улица Пушкина

    Улица Пушкина находится в "старом" Барнауле, та малая часть частного сектора которая пока ещё сопротивляется современной архитектуре…

  • Семейные хроники. 102

    Шушуев Павел Иванович 1. 03. 1919 (хотя год возможно не точно там запутанная история, распутать нет возможности). Это все тоже самое, когда бабуля…

  • Славгород, комитет по физической культуре

    Несите другое здание, это испортилось. Здесь же был шахматный клуб "Гамбит", гаражи и прочие административные службы. Еще ранее в моем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments